Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса - это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей. В первую очередь - это процесс развития механизмов компенсации дефекта. Воспитание в центре не должно сводиться лишь к показу моделей, форм поведения, подлежащих усвоению путем многократных упражнений. Мы предлагаем несколько иной вариант. Во главу угла ставится личность ребенка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера включаются в планируемую воспитательную работу в качестве направлений коррекционного воздействия.
Коррекционное воздействие - это специально разработанная система:
- воспитательных мероприятий;
- психолого-педагогического сопровождения;
- оформления окружающей среды;
- овладения воспитателями технологиями обучения и воспитания, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать свое "Я" и т.п.
С целью комплексного обеспечения индивидуально-личностного развития наших воспитанников центра № 15 осуществляется медико- психолого-педагогическое сопровождение.
Основным документом, в котором собрана информация, необходимая специалистам центра-сопровождения, является карта индивидуального сопровождения воспитанников. Она заполняется врачом, логопедом, психологом, социальным работником, воспитателями, что помогает созданию единой коррекционно-развивающей среды для индивидуального развития каждого ребенка. Комплексный подход предполагает учет того, что многие наши воспитанники имеют те или иные нарушения ЦНС, и это требует щадящего режима в занятиях как в школе, так и в различных кружках.
Важная составляющая часть коррекционно-развивающей работы – психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое специалистами коррекционного блока – психологами, учителями-логопедами и учителем-дефектологом.
Направления работы:
1. Психологическая подготовка к самостоятельной жизни.
2. Сопровождение процесса семейного устройства:
- подготовка воспитанников к усыновлению и передаче под опеку, в том числе работа с сиблингами,
- консультирование лиц, желающих принять ребенка на воспитание в семью,
- психологическая помощь семье в период адаптации.
3. Психологическая работа по абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Психологическая помощь воспитанникам, имеющим трудности в социальной адаптации:
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,
- коррекция личностных особенностей и коммуникативной сферы,
- повышение психологической компетентности.
5. Профилактика отказа родителей от воспитания своих детей, временно находящихся в Центре; психологическая помощь лицам, лишенным родительских прав и желающим их восстановить.
6. Консультирование выпускников по актуальным проблемам личностного и профессионального самоопределения.
7. Психологическое просвещение сотрудников Центра. Консультирование сотрудников по проблемам профессиональной деятельности.
На занятиях используются информационные технологии, осуществляется работа в сенсорной комнате, проводятся тренинги, занятия с песком (песочная терапия), кукло-терапия.
Проводится коррекционная работа:
1. по формированию необходимых базовых предпосылок к обучению;
2. по развитию слухового и зрительного внимания, а также развитию памяти, мышления и анализирующего наблюдения;
3. по формированию пространственных и временных представлений;
4. по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков;
5. по развитию фонематического слуха, слухового восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза;
6. по развитию связной речи;
7. по восполнению пробелов в развитии лексико-граматических средств языка;
8. по формированию несовершенного навыка чтения;
9. по коррекции устной и письменной речи.
На занятиях используются информационные технологии, элементы арт-терапии, элементы песочной терапии, логомассаж.
Ф.И.О | Должность | Образование | Квалификация |
Максимова Наталия Владимировна | учитель-логопед | высшее профессиональное | высшая категория |
Деминова Светлана Владимировна | учитель-логопед | высшее профессиональное | высшая категория |
Тимофеева Екатерина Васильевна | учитель-логопед | высшее профессиональное | высшая категория |
Игнатьева Наталья Владимировна | учитель-логопед | высшее профессиональное | высшая категория |
Клюева Антонина Николаевна | учитель-дефектолог | высшее профессиональное | высшая категория |
Синякова Нина Викторовна | учитель-дефектолог | высшее профессиональное | высшая категория |
Пархоменко Татьяна Геннадиевна | педагог-психолог | высшее профессиональное | высшая категория |
Фёдорова Елена Евгеньевна | учитель-дефектолог | высшее профессиональное | первая категория |
Богомолов Павел Александрович | педагог-психолог | высшее профессиональное | первая категория |
Горященко Наталия Юрьевна | педагог-психолог | высшее профессиональное | без категории |
Михайлова Людмила Анатольевна | учитель-дефектолог | высшее профессиональное | первая категория |
Иванова Татьяна Григорьевна | педагог-психолог | высшее профессиональное | первая категория |
Пигарева Юлия Викторовна | педагог-психолог | высшее профессиональное | первая категория |