Материалы Матвеевой Ольги Андреевны


Материалы Матвеевой Ольги Андреевны



Матвеева Ольга Андреевна. Родилась в городе Ленинград. Социальный педагог СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15» с 2017 года по настоящее время. Образование высшее.


Образование:

В 2009 году - закончила СПб ГОУ среднего профессионального образования Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга;

В  2016 году – закончила  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "РГПУ им. А.И.Герцена", присвоена квалификация Бакалавр;

В 2020 году – закончила Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области "ЛГУ им. А.С.Пушкина", присвоена квалификация Магистр.



Статья


«Направления деятельности социальной службы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»



Одним из подразделений СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15» является социальная служба. Направления деятельности:

- защита имущественных и неимущественных прав воспитанников;

- профориентация,

- профилактика правонарушений воспитанников и самовольных уходов;

- ведение личных дел воспитанников.

Социальный педагог участвует в содействии семейному устройству воспитанников. В соответствии с п.2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».

С принятием 481 Постановления Правительства РФ в 2014 году содействие семенному воспитанию законодательно закреплено за организациями для детей-сирот как один из основных видов деятельности. С 2016 года это отражено в названии и в Уставах «Центров содействия семейному воспитанию».

В учреждении разработан регламент деятельности по содействию семейному устройству - Положение о содействии семейному устройству воспитанников, находящихся на воспитании в СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15». Положение разработано для слаженного и эффективного взаимодействия всех специалистов, чтобы все действовали в едином направлении.

Положение разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот        и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Цель деятельности служб и сотрудников Центра по содействию семейному устройству воспитанников – создание благоприятных условий, способствующих переходу воспитанника в новую семью или возращению в кровную семью. Задачами являются:

охрана законных прав и интересов ребенка;

подготовка детей к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство);

профилактика психотравм и сохранение эмоциональной стабильности ребенка;

содействие в установлении контакта между ребенком и потенциальными усыновителями;

профилактика отказов и возвратов.

Воспитанники Центра являются детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), (14% - дети-инвалиды с ментальными  или опорно-двигательными нарушениями). Практически 50% воспитанников состоит на учете в психоневрологическом диспансере. В связи с особенностями контингента воспитанников  сложно решить вопрос с устройством детей в замещающую семью. Поэтому одним из перспективных направлений деятельности для  учреждения по содействию устройству  воспитанников в семью  является  работа с биологической семьей. Для этого в  учреждении организовано взаимодействие всех служб для работы с биологической семьей.  Анализ информации о семье, наблюдение, консультирование, оказание индивидуальной помощи родителям,  советы и рекомендации родителям, помощь по подготовке документов в суд по восстановлению родительских прав – все это позволяет оказать существенное влияние на сознание родителей  по налаживанию отношений с ребенком, по принятию решения возврата ребенка в семью.

Данная деятельность учреждения происходит при постоянном взаимодействии: с органами опеки и попечительства муниципальных образований, взаимодействие с поликлинической службой, использование потенциала психологической службы (консультаций) Центра семьи СПб, Родительского центра «Подсолнух» и другими государственными и некоммерческими организациями в данной сфере.

Социальная служба организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимается  защитой имущественных прав воспитанников: таких как контроль жилого помещения, взаимодействие с органами опеки и попечительства по сохранности жилого помещения, предоставлением воспитанникам дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение, приватизацией жилого помещения. Контроль за поступлением выплат: пенсии по потере кормильца, пособий, проверка сберегательной книжки. Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда. Защитой неимущественных прав воспитанников: семейное устройство детей, организация оздоровительного отдыха, межведомственное взаимодействие, подготовка, оформление документов для защиты прав воспитанников и др.

Профориентация воспитанников учреждения происходит в  рамках проекта «ПАЗЛ» Фонда поддержки талантливой молодежи «Будущие лидеры» организовано еженедельное посещение воспитанниками мероприятий, проводимых специалистами и партнерами фонда. Мероприятия направлены на улучшение качества профориентационного образования, наглядное предоставление спектра профессий: торговля/продажи, строительство, творчество, административный персонал, парикмахерское искусств, техника, транспорт, образование, защита граждан, сельское хозяйство и медицина.

Ребята знакомятся: с гостиничным сервисом, посетив и показательно увидев работу персонала  в гостиницах «Азимут» и «Ибис», с ресторанным бизнесом в ресторане «Марчелис», с работой автомобильного салона «РОЛЬФ Лахта», со строительными профессиями на стройплощадках и посетив мастер-классы в колледже «Метростроя», со сферой торговли в гипермаркетах» Метро» и «Ашан», с производством автомобилей и тяжелой техники на Тракторном заводе и многое другое.

В Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 15» (СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию. № 15»), так же как и в других центрах для детей-сирот, воспитываются дети из самых неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении. Это дети, которые уже успели познакомиться с негативными сторонами жизни, и приобрести многочисленные отрицательные привычки. У них сложно формируются отношения друг с другом, с окружающими их людьми, правила культурного поведения, нравственные качества.

В связи с этим разработана и утверждена программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников на 2020-2024 годы, в соответствии с которой  создана комплексная система профилактической работы в целях предупреждения противоправного поведения воспитанников.

В учреждении уделяется большое внимание комплексному индивидуальному сопровождению каждого воспитанника. Функции совета по профилактике правонарушений выполняет Психолого-медико-педагогическая комиссия, регулярно работающая на основании Положения. В полномочия психолого-медико-педагогической комиссии входит координация деятельности всех служб учреждения по профилактике правонарушений воспитанников.

На консилиумах комиссии разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника, исходя из медицинских показаний и противопоказаний, а также уровня психического состояния ребенка, на основании рекомендаций психологов и социальных педагогов.

В соответствии с Положением о Психолого-медико-педагогической комиссии в индивидуальном сопровождении воспитанников «группы риска» принимают участие воспитатели, психологи, социальные педагоги, медицинские работники на основе комплексного системного подхода:

- проводится вовлечение подростков в занятия физической культуры и спортом, кружки, секции, культурную жизнь учреждения, посещение экскурсий, выставок, театров, участие в различных конкурсах и мероприятиях. В СПб ГБУ «Центр содействию семейному воспитанию, № 15» развита сеть дополнительного образования детей.

- индивидуальная работа с психологом, групповые занятия по снятию тревожности и коррекции эмоционально-волевой сферы;

- решение медицинских проблем ребенка и консультации врачей-специалистов;

- усиление контроля за воспитанниками из «группы риска» со стороны администрации, социальных педагогов, воспитателей.

Администрация учреждения следит за состоянием здоровья воспитанников. В   СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №15» организовано круглосуточное дежурство медицинских работников. В центре ведется работа по формированию здорового образа жизни воспитанников.

В каждой группе в рамках основной воспитательной программы СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15» разработан план перспективной работы, в котором предусмотрено правовое воспитание, раздел воспитания гражданского самосознания, семейных ценностей и воспитание сильной личности, способной противостоять всем негативным влияниям. В рамках этого планирования воспитатели групп ежедневно проводят беседы и занятия по правилам поведения и соблюдения режима, утвержденного в учреждении в соответствии с санитарными нормами.

Отработаны механизмы урегулирования взаимодействия воспитанника и воспитателя, система контроля за свободным временем воспитанников.

С целью сокращения свободного времени и бесцельного времяпровождения подростков администрация СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15» с 2012 года сотрудничает с Санкт-Петербургской ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» в рамках программы «Временная занятость несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в свободное от учебы время». Данная программа тесно связана с профилактикой правонарушений несовершеннолетних и профориентационной работой и способствует успешной социализации воспитанников. Подростки приобретают и совершенствуют свои трудовые навыки, знакомятся с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения, где работают, учатся ценить труд и уважать людей труда, рационально тратить заработанные деньги.

Налажено взаимодействие со всеми субъектами профилактики.

Благодаря тому, что в учреждении созданы приближенные к домашним условия проживания, комфортная среда для обучения и занятости детей, и благоприятная психологическая атмосфера для воспитанников, а также благодаря тесному взаимодействию с учреждениями системы профилактики удается достигнуть положительных результатов в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Также одним из основных направлений деятельности социального педагога является ведение личных дел воспитанников. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 .

Социальных услуги,  предоставляемые социальной службой значимы и важны, они и их качество служат фундаментом для дальнейшей жизни детей вне учреждения.


Список литературы:

  1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
  2. Социальная защита детства: учеб.пособие /С.В. Митросенко, О.Б.Лобанова, З.У. Колокольникова, Т.В. Газизова, С.А.Коваль. –Красноярск: Сиб. федерал.ун-т, 2019. - 98 с.
 

Яндекс.Метрика